О сельском поселении

НАСЕЛЕНИЕ

 На территории сельского поселения на 1 октября 2012 года проживает 709 человек.

из них 362 мужчин b 347 женщин в т.ч.  141 детей, 140 молодежь до 30 лет 179 пенсионеров  387 работающих.

В деревне Лена в 18 хозяйствах проживает 34 человека;

В деревне Новоаташево в 49 хозяйствах – 76 человек;

В деревне Янтуганово в 89 хозяйствах – 234 человек;

В селе Сюльтино в 128 хозяйствах – 365 человек.

По национальному составу в основном проживают башкиры.

История деревни Лена

       История  деревни начинается с 1927 г. В этом году из деревни Бишкурай переселились Шарифуллин Губайдулла , Шарифуллин Шаехмулла, Гаскаров Хасанжан, Хафизов Исхак , Бикмухаметов Фатхелбаян, Хафизов Тимершаих, Султанов Мулюк, Султанов Ахматгали, Шайхуллин Лотфулла, Баянов Хаммат, Атнашев Самигулла.

       Одним из первых переселенцев был Шахмер. Со всем своим имуществом вечером он прибыл на новое место, переночевал, оглянувшись утром, Шахмер испугался предстоящей работы на новом месте и воскликнул : «Ник кучтем!». Так и начали называть деревню. А Шахмер собрал свои пожитки и уехал обратно. Вскоре деревне дали новое название – Лена.

По легенде на этих местах прежде жила барыня. Муж ее купил здешние земли, но сам жил то ли в Москве, то ли в Санктпетербургу. У него там была фабрика, а делами здесь управляла молодая барыня. Боярин любил кататься на лыжах, держась за вожжи коней, носил кожаные сапоги. За это детвора прозвала его «каеш аяк».

С переселением закипела жизнь. Все начали усиленно строиться, все молодые и задорные. Объединились  в первый колхоз , которому  дали название  «Лена». Первым председателем  колхоза  был Дасимов . Это  был  образованный , энергичный  человек. быстро наладил  работу в колхозе. Впоследствие его взяли  на роботу в райком.   

В 1936 г. кодлхоз объединили  с д.Ташчишма и дали название «Герой».                                Клуб в деревне Лена был с самого начала. Ленцы умели и работать, и веселиться. Очень шумно и весело , всей деревней праздновали свадьбы.  Невесту привозили на запряженных тарантасах , кошовках. Накрывали паласами  коврами  и сажали молодых. Так , с бубенцами  и приводили невест. Свадьбу играли целую неделю, по три дня на каждой стороне. Приглашали веселиться  всю деревню. В мирные послевоенные годы (64-65гг) в деревне начинают возрождать праздник «Карга боткасы». С вечера дети собирали по домам  картошку молоко, крупу, яйца, мясо. Каждый давал то, что мог .Затем на другой день вечером  собирались  на поляне, готовили суп, кашу. Гости собирались  даже из других деревень . Сходились гармонисты,  пляски  и песни не смолкали до зари. Расходились  уже за светло.

История деревни Новоаташево

Деревня Новоаташево была основана в 1908-1909г. Самым первым в 1909 году из В-Аташево(Чакмагушевского района) Муртазин Самигулла начал жить в горах Сами, в своей юрте . После него из этой же деревни вслед за ним  поселяются около 25 человек. Поселяются еще 5 семей из Нижне-Аташева (Дюртюлинского района).  

    Поселяющиеся  из  Верхне – Аташево: Хусаинов Миннегарей, Корбангалиев Валиулла, Девятов Миннехан, Ханбеков   Гилемхан , Гиззатуллин Ибатулла, Галиев Ахнаф, Корбангалиев Насибулла, Гиляжетдинов Хуснутдин, Гайсин Салахетдин,  Сайфетдин, Зиннатулла и др.

 Поселяющиеся     из Нижне-Аташ: Якупов Юсуп, Арслангареев Батыргарей,

Мингавзов Фархетдин .Эти люди арендуют землю на 50 лет у бояра Гулюкбер. Они корчуют леса, чистят и занимаются полеводством

В деревне  дома были построены  из бревна,  крыши из досок, огорожены дома забором. В 1930-1931 годах, собрав скот, открыли ферму.Выбирают первого председателя Валиуллина Габдуллу. Колхоз был назван в честь горы именем «Ялтау». В это время деревня относилась к Чекмагушевскому району. Второе имя колхоза –  «М.Горький».

    В 1936-1937 гг в колхоз привезли первую машину (1.5 т). На этой машине ,  каждую неделю вез свою продукцию из своего двора продавать в Уфу.

         Из 101 колхоза Илишевского р-на колхоз им  М.Горького всегда был на 2 месте , рабочим давали на каждый трудодень 15 кг хлеба.  

      Была в деревене Аташ своя водяная мельница. В 1938 году получили много урожая зерна. Снова было построено 17 домов из бревна, крыши были из досок.

         Колхоз держал пасеку из 40-50 улей. Пчеловодом работали Мингазов Фархетдин, Бахтизин Рашит .

В здании бывшей колхозной конторы открывается школа (учитель Адгам Юсупов). В начальной школе первыми учителями были ; Тангатаров , Субаев, Тагир Галимов, затем Адгам Юсупов, Главетдинов, Мирзаянова Райса, Валиуллина Нафида, Юсупова Роза, Валиуллина Эльвира, и др.

С 1930 годов в деревне работал сельский клуб. (Ныне его уже нет)  

В 1996 году в деревне на средства колхоза им.С.Юлаева построили соцкомплекс, включающий в себя  начальную школу и медпункт. 

История деревни Янтуганово

 Наши предки , башкиры – вотчинники пмемени Елан, еще до середины  семнадцатого века вели кочевой оброз жизни, пасли скот, земля эта была закреплена за еланцами оберегательными граматами царей ( 1574, 1626, 1658, 1685, 1753, 1766 и 1793 годов) , подверждающими их право на свои вотчины. Еланцы за владение землей платили в казну ясак в виде мехов куниц  и лисиц, так же меда.

            Башкиры нашей деревни приадлежали к тышкы- Еланской волости. После генеральского межевания земель нашей деревне отвели участок наряду с другими 11-ю поселениями ( Ново- Дюмеево, Тамьяново, Балаково, Пучакак-Куяново, Москово, Туйнашево, Караново, Сурметово, Шаранбаш-Князево, Карьявдиново и Янтуганово). 

            Основным занятием нашего племени до 1700 годов было кочевое скотоводство. В результате  переселения на башкирские земли татар, русских, марийцев и чувашей , которые стали пахать  кочевые участки , кочевка сократилась и со временем совсем прекратилась.Продали господину действительному камергеру и уфимскому губернатору П.С. Квашнину-Самарину большие площади земли в вечное потомственное владение.                                               

Материалы 5 ревизии 1795 г. дают  возможность точно  установить  родовую  принадлежность . Деревня  Янтуган  относился  к Оренбургской губернии Кыр- Еланской волости Бирского уезда  числилось 14 башкирских  и 1 тептярских дворов , в которых проживало 46 душ муж. пола и 43 душ женского пола.                                                                                                                    

Башкиры  перешли к оседлому образу жизни , стали заниматься земледелием , животноводством , бортничеством  и пчеловодством.

В архивных документах имеются  сведения о том ,что в 1905 в деревне стоял железопасный магазин, мечеть. Она  была 2-х этажной, имела манару(собор).При мечете был медресе; имелся магазин. Тогда в деревне проживало 142 мужчин 158 женщин.

История села Сюльтино

   Сюльтино (Сyлте) при реке Базы – поселение башкир – припущенников. Сюльти – первопоселенец. Это имя у башкир – не редкость.   Муслим Сюльтин в 1742 г. из деревни (из какой конкретно – неясно) отца перебрался в д. Новонуркеево. Он из Байлярской волости. Его и других в тот год припустили башкиры Кыр – Еланской волости. Деревня Сюльтино относилась к другой волости. Поэтому нелегко просто увязать припущенника Сюльтина с одноименной деревней. Несмотря на это, между ними все-таки есть прямая связь : Сюльти – байлярец, деревня Сюльтино – поселение башкир- байлярцев. И тот и эти – припущенники.

          О времени заселения – основания деревни Сюльтино имеется легенда, по которой на ельдякской вотчине обосновались башкиры, вышедшие из правобережья Камы. Сначала они – Султангали (Султый – Сюльте) с братьями Игелеком и Курбангилем – остановились на короткое время на возвышенном месте западнее деревни  Султанбеково (ныне Дюртюлинский район). Затем вотчинники-ельдятцы перешли на свое место. Но и оно еще не было окончательным их местожительством. Наконец, они навсегда закрепились на гористом месте Бурлытау. Это случилось примерно в 1700 г.

Легенда почти полностью подтверждается архивным источноком – текстом  записи. Дата основания деревни  1693 г., в легенде 1700 г.; первопоселенец Сюльтинай, в легенде Султангали, его звали там и тут  – Багай.

         В 1858 году всех жителей отнесли к припущенникам, что соответствует действительности, в 1870 году – к башкирам, что частично близко к истине, в последующем – к тептярям. Башкиры – припущенники по единой душе вошли в состав тептярей.

                   В 1834 году в деревне были мельница, кузница. У тептярей было 120, у башкир 55 ульев и 30 бортей.

         По формам брака имеются такие сведения : если в 1816 году из 31 семьи в 6 из них наблюдалось многобрачие (11,2 проц.), то к 1834 году их стало 8 (16 проц.) из 50 семей, причем в середине 19 века у одного было 4, у другого – 3, остальных – по 2 жены.

В 1913 году в д.Сюльте было 124 хозяйства, где проживало около 650 человек. Из них  35 хозяйств было без земли, 41 хозяйство без лошадей, 27 хозяйств без коров, 23 хозяйства не могли позволить себе даже держать скота. 86% крестьянского хозяйства составляли бедняки. Только 43 хозяйства имели 1-2 десятины земли для посева.